Дача Лыжина или осколки модерна в Ивантеевке.

Автор: cocomera в сообществе ru_ivanteevka

Честно признаться, в Ивантеевке не так много памятников архитектуры. Оно и не удивительно – город-то совсем молодой – семьдесят с небольшим всего...
И, тем не менее, здесь можно найти кое-что любопытное. Во-первых, конечно, это церкви – сохранившиеся до наших дней. Во-вторых, фабричные корпуса – яркий образчик промышленной архитектуры конца 19 – начала 20 века. Но «изюменкой» здесь все-таки был дом-дача фабриканта Владимира Александровича Лыжина, которую построил для него Лев Николаевич Кекушев. А «был», потому что сгорел два года назад и теперь представляет из себя печальное зрелище.

Некоторое время я собирала материалы об этом доме, вчера, наконец, выбралась «на руины» и теперь хочу поделиться с вами историей этого интересного места.

Вот так дом В.А. Лыжина выглядел еще несколько лет назад. Фото 2006 года

Еще парочка фотографий «допожарной» поры

А вот так это место выглядит сегодня

А ведь уже более 10 лет назад в «Архитектурном вестнике» была опубликована большая работа М. Нащокиной «Ивантеевские постройки Льва Кекушева». Вот на основе цитат из этого материала я и попробую вам кое-что показать-рассказать.

С первого взгляда обращает на себя внимание её сложный асимметричный план. Каждое из помещений дома объёмно выделено в композиции — это родовая черта почти всех кекушевских особняков. (К сожалению, потеряла первоначальный облик открытая веранда в юго-западном углу здания, превращённая в тёплую пристройку.) Центром постройки является двусветная гостиная с камином.

С южной стороны она обращена большим трехчастным окном с просторным дубовым подоконником в сад, с северной, посредством стеклянных перегородок — к пространству винтовой лестницы, ведущей на второй этаж. Создание такой визуальной взаимосвязи лестницы и гостиной отличает большинство особняков Кекушева и отсутствует у других зодчих московского модерна.

Типичной для сооружений зодчего является артистичная прорисовка оконных обрамлений и рам: у Кекушева оконные рамы почти всегда превращаются в орнаментальные и пространственные акценты фасадной композиции (вспомним оконные переплёты доходного дома Исакова в Москве). Особенно изысканно в даче Лыжина прорисовано окно юго-восточного углового помещения (буфетной?). Это прелестное небольшое трехчастное окошечко напоминает окно сказочного теремка.

Ещё богаче в пространственном отношении устроено навершие узкого окошка гранёной башни, переходящее в плавно изогнутые козырьки свеса ее шатра. Весьма характерны для кекушевского почерка и глубокие («пространственные») окна гостиной и помещения второго этажа.

Высотным акцентом сооружения сделана изящная лестничная башня, покрытая многогранным двухъярусным шатром, живо напоминающим шатёр особняка Кекушева на Остоженке. Рядом с ней находился главный вход на дачу, сохранивший богато декорированное резное дверное полотнище и, частично, кронштейны утраченного входного навеса.
Лучше сохранились выразительные кронштейны, поддерживающие широкие (как всегда у Кекушева (!)) свесы кровли. Красноречиво свидетельствуют в пользу его авторства и тонко профилированное полотнище двери в гостиной рядом с камином, выполненное из цельного дерева, и прорисовка окон полуподвала, и напуски верхних брёвен в углах здания, и прорезные орнаменты надоконных филёнок, и характер деревянной отделки гостиной, профилировка балок кессонированного потолка, и многое, многое другое. В общем, в даче Лыжина попросту нет элементов, которые были бы не характерны для стилистической манеры известного московского зодчего.

В этой же работе было сделано еще ряд предположений относительно построек Кекушева в Ивантеевке:


Дача Лыжина находится на сравнительно короткой «внутренней» улице, подводящей от главной дороги к ткацкой фабрике. Въезд на неё был в начале XX века оформлен выразительными воротами с башенками. Сохранилась лишь северная их часть, но и она наводит на мысль о принадлежности руке незаурядного мастера модерна.

Ворота "Ключик"

К югу от ворот стоит массивное трёхэтажное здание жилой фабричной казармы 1900-х гг. Пластика его стены, особенно неглубоких эркеров с «выпуклыми» окнами, следующими изгибу оконных наличников явственно выдают почерк того же Кекушева.

Предположить его авторство можно и в отношении двухэтажного дома (надстроен) для служащих фабрики, стоящего почти напротив дачи владельца,

и в отношении старого кирпичного четырёхэтажного фабричного корпуса, обращенного к реке Уче

Другими словами, перед нами не просто интересные архитектурные постройки рубежа веков, а подлинный градостроительный ансамбль, возможно, полностью принадлежащий творчеству Л.Н. Кекушева. Окончательно прояснить это, думается, помогут дальнейшие исследования. Сейчас же наша задача — сохранить его.

Все это было написано еще в 1998 году. Теперь в Ивантеевских путеводителях, на сайтах, в википедии с гордостью пишут о "городке Кекушева". Однако в 2005 году дача была передана ресторану "Русская усадьба". А 7 февраля 2008 года (в день рождения Кекушева!) этот ресторан сгорел. Как обычно это бывает в таких ситуациях - виновные не найдены... Казармы по-прежнему остаются жилым домом, причем подозреваю, что не с самыми лучшими условиями быта. На воротах постоянно появляется "наскальная живопись"... Грустно все это.

И главное - не понятно что же делать дальше? Как спасти/восстановить/воссоздать
всю эту красоту?!

Источник: cocomera в сообществе ru_ivanteevka